ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ СОЦИОЛОГИИ, ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ
Интеллектуальные истоки социологии
Социология - совокупность познавательных практик, складывающихся в европейской интеллектуальной традиции с 1840-х и изначально артикулированных как самостоятельная (отдельная) научная дисциплина, ставящая своей целью дать ответ на вопрос "что такое общество и как оно возможно?" через познание социальной реальности (социума), "природы" и "механизмов действия" социальности в различных ее реализациях. Такая формулировка цели и постановка задач позволяет охватить сложившиеся внутри социологии тенденции как к максимальному расширению своей предметной области до совокупного теоретико-методологического (частью и фактологического) знания о жизнедеятельности общества в целом, об обществе как таковом, так и к редукции своего предмета, к той или иной категоризируемой реализации социальности (при соответствующей трактовке социума - социальной реальности) в рамках конкретных парадигмально-исследовательских стратегий при осуществляемой, как правило, универсализации собственного видения социологии до предельно промысливаемых ее границ.
Соответственно данное понимание социологии дает возможность одновременно рефлексировать две ее контрустановки:
1) на открытость по отношению к философским дискурсам, на философско-социологический синтез, на понимание социологии как "иного" философии, с одной стороны;
2) на оборачивание себя в сторону конкретно-научных моделей, на построение себя как строго научной дисциплины с четко обозначенным предметом и методами исследования, вплоть до конституирования себя только как инструментальной инженерно-технологической знаниевой стратегии, что и способствует порождению восприятия социологии в обыденном сознании как техники опроса общественного мнения.
История социологии
Истоки социологии находят в античном обществе. В античную эпоху началось формирование двух традиций в объяснении возникновения общества и сущности социального. Согласно одной из традиций, общество представляет собой естественное образование; человек по природе своей существо изначально социальное, которое не может существовать вне общества. Согласно другой традиции, общество — искусственное образование, а человек — существо антисоциальное и эгоистичное.
Предшественниками научной социологии в период античности следует считать древнегреческих философов Платона и Аристотеля. Наиболее существенный вклад в развитие социальных воззрений внес Аристотель (384—322 гг. до н. э.). Он утверждал, что человек представляет собой существо общественное, как муравьи или пчелы. Государство по Аристотелю представляет собой разновидность общества и является естественным образованием. Как и Платон, Аристотель изучал основные виды государственного устройства. При этом он выделял «правильные» и «неправильные» формы государственного правления, то есть разумные и неразумные виды устройства человеческого общества. К правильным формам Аристотель относил монархию, аристократию и политию, к неправильным формам — тиранию, олигархию и демократию. В правильных государствах правители преследуют цель общего блага, а в неправильных — собственную выгоду. По мнению Аристотеля, вследствие упадка нравственной культуры, правильные государства могут становиться неправильными. Например, монархия переходит в тиранию, аристократия в олигархию, полития в демократию.
Социология как самостоятельная наука сложилась в 19 веке в результате конкретизации проблематики традиционной социальной философии; специализации и кооперации общественных наук; развития эмпирических социальных исследований. Уже древнейшие философские системы обычно включали в себя социальную философию, так или иначе интерпретировавшую общественную жизнь и тенденции исторического развития. В 18 веке появилась в качестве автономной дисциплины философия истории, изучавшая законы и движущие силы развития человеческого общества и его культуры. Однако построения ее были умозрительными, спекулятивными. В начале 19 века в связи с потребностями социальной практики и начавшейся дифференциацией общественных наук (особенно большое значение имело развитие экономических, исторических, этнографических и юридических наук) была сформулирована задача преодоления спекулятивной философии истории и создания новой науки об обществе, которая основывала бы свои обобщения на данных, полученных с помощью строго научных методов. Уже Сен-Симон писал, что до сих пор наука о человеке была "...лишь гадательной наукой" и задача состоит в том, чтобы возвести ее "... на степень наук, основанных на наблюдении".
Переворот в науке об обществе, положивший основание научной социологии, был осуществлен К. Марксом. В работах Ленина читаем: "Как Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем не связанные, случайные, "богом созданные" и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними, — так и Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, все равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс". Отдельные стороны социологической концепции Маркса и Энгельса получили дальнейшее развитие и конкретизацию в трудах Г. В. Плеханова, А. Бебеля, раннего К. Каутского, А. Лабриолы, П. Лафарга, Ф. Меринга, Р. Люксембург.
Буржуазная социология в 19 веке развивалась под влиянием позитивизма Конта и Г. Спенсера в двух параллельных и сначала почти не связанных друг с другом направлениях — теоретическая социология и эмпирические социальные исследования. Теоретическая социология пыталась реконструировать главные фазы исторической эволюции и одновременно описать структуру общества. Однако развитие общества представлялось социологам-позитивистам в виде более или менее прямолинейной эволюции, а структура общества сводилась к механическому соподчинению различных факторов.
|
|