|
||||
Финансовое право | Бюджетное право | Налоговая система | Денежное обращение |
Финансовая теория
Теория государства и права
История налогового права
Социология и культура
Основы политологии
|
|
|||||||||||
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВАОсобо следует остановиться на политической культуре общества. Политическая культура представляет собой, во-первых, комплекс типичных для данного общества, укоренившихся образцов политического поведения, политических представлений, ценностных ориентации; во-вторых, совокупность и характер политических знаний, образцов и норм поведения, ценностей и традиций, норм, определяющих особенности политических институтов и процессов данного общества, его политической системы и, наконец, в третьих, исторический опыт, память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики, культуру поведения, личностные ориентации и навыки, влияющие на политическое поведение. Среди множества факторов, оказывающих влияние на развитие политических процессов в той или иной стране, политической культуре принадлежит особое место. Именно она в значительной мере объясняет истоки, характер и особенности того или иного политического строя, господствующего в обществе политического режима, политического сознания и поведения общественных групп и индивидов. Именно она придает своеобразие общественно-политическим процессам, во многом определяет их логику. Цементирующим элементом политической культуры в любом обществе является политическое мировоззрение как совокупность ценностей, норм, установок, общих для всей системы жизнедеятельности, которые применительно к сфере политики воплощаются в идеологии. Идеология выполняет одновременно как инте-гративную, объединяющую, так и разграничительную функции в сфере политических отношений. Обычно в политической науке принято проводить классификацию политической культуры с разделением ее на типы, с выделением отдельных составляющих.
Носителями (субъектами) политической культуры могут быть как общество в целом, так и нации, классы, социальные слои, конкретные коллективы, отдельная личность. Наряду с характеристикой политической культуры по субъектам-носителям ее можно структурировать по содержанию. В политической науке принято выделять три блока политической культуры в соответствии со сформированным выше ее определением:
Первый блок включает политические знания субъектов политической деятельности, позволяющие им осознанно разбираться в политической жизни. На основе знаний вырабатываются устойчивые политические убеждения, в том числе о путях совершенствования политической системы. Высшим проявлением этих убеждений являются политические идеалы как представления о должном политическом строе. Исключительно важное значение имеет второй блок политической культуры, в который входят политические нормы, традиции, обычаи, интересы, потребности, установки, ценностные ориентации, политические чувства, все то, что так или иначе опосредует и мотивирует политическое поведение субъектов политического процесса. Особое место в структуре политической культуры занимает третий, институционный блок, характеризующий культуру функционирования политических институтов. Более того, если первый и второй блоки составляют, говоря философским языком, субстанционную сущность политической культуры, то институционный блок — проявление этой сущности, механизм функционирования политической культуры в обществе, которое предполагает сегодня целую систему социальных институтов. Сюда относятся культура электорального процесса, культура принятия и реализации политических решений и культура регулирования социальных конфликтов. Каждая страна и каждый народ имеют свою собственную специфическую политическую культуру. Это объясняется тем, что политическая культура любой страны включает в себя не все существующие в данный момент политическое сознание и поведение в обществе, а лишь исторически сложившиеся, относительно устойчивые, сделавшиеся привычкой, воплощающие опыт предшествующих поколений людей установки, убеждения, представления, модели поведения, которые собственно и отличают данное общество от других. Так, для большинства западных стран характерны исторически сложившееся формализованное сознание и основанное на нем уважение к праву, закону, договору, высокая степень уважения и самоуважения личности, ее прав и свобод, невмешательство государства в частную жизнь граждан, высокая степень самоограничения индивида, без чего невозможна подлинная демократия и правовое государство. Для российской политической культуры, напротив, характерны (и исторически обусловлены) приоритет государства в жизни общества (этатизм) и связанные с этой особенностью авторитарный характер власти практически на всех этапах истории России, патернализм (стремление государства «опекать» общество) и патерналистский характер властных отношений, клиентелизм в отношения населения к власти (привычка быть под патронажем, покровительством государства), слабая структурированность общества (неразвитость автономных, независимых от государства институтов гражданского общества), сакрализация власти и персонификация политических отношений (главенство отдельного лица, а не закона). |
|
|||||||||||
Все разделы сайта |
Внимание! Информация, размещенная на ресурсе, является действительной на дату опубликования. Рекомендуем Вам уточнять полученные данные в связи с изменениями, происходящими в законодательстве РФ. @2022 |